Поразмышляем о воспитании наших детей. Дети – это наше завтра. Если мы хотим, чтобы наше завтра было прекрасным, мы должны подумать об этом сегодня.
Все проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас
самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в
нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами
ребёнка и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком,
перестанут быть необходимостью, а в душе воцарится мир и душевный
комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему
ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
Наши
дети взрослеют, становятся умнее и нам с вами хотелось бы, чтобы
проблем в общении во взаимодействии с ними становилось меньше. Давайте
попробуем вместе составить портрет «трудного ребенка»:
- не умеет вести себя в обществе;
- проявляет негативное отношение к школе;
- уклоняется от своих обязанностей;
- грубит;
- вызывает возмущение, огорчение учителей и родителей…
Что же предопределяет его появление?
Начало
всему там, где мы, взрослые, не обеспечили ему «нормальную жизнь», где
вместо целенаправленного воспитания- стихия и самотек. Вот и катятся
дети из начальных классов по наклонной в подростковые «трудные» и ничто
им не мешает - ни школа, ни семья.
Как
показывают наблюдения, поведение младшего школьника на девять десятых
зависит от эмоционального – нравственной атмосферы, которая складывается в
семье и в школе, особенно в семье.
«Дети
– это зеркало нравственной жизни отцов и матерей»- сказал В.А.
Сухомлинский. Неслучайно говорят: «Когда ребенок трудновоспитуемый-
прежде всего причину в семье»
"Трудные"
дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это
дети, которым трудно. Им очень трудно жить среди нас, т.к. их душа
"окрадена" любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей.
Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви,
детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет,
озлобляется
"Трудный" ребёнок -
это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и
отверженности родителями. Ощущение своей беззащитности и одиночества
формирует в сознании такого ребенка болезненный "комплекс
неполноценности", который требует выработки защитных психологических
реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к
самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром:
ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается
повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная
ранимость, склонность к обидчивости, упрямству, корысти и лукавству.
Постоянно
претендуя на проявление "особого внимания к себе", "трудные" дети сами
оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая
им определенный способ общения и взаимодействия.
"Трудные"
дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад
рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг
нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и
бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они
постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись
своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.
Странности в поведении "трудных" детей вызывают у педагогов,
воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться,
показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.
Они
замыкаются в скорлупе своего самолюбия, теряя способность к творческому
саморазвитию и самоорганизации. Вследствие этого, "трудные" дети несут в
себе постоянную опасность саморазрушения и разрушения окружающей их
среды.
Они не слышат
предупреждений и увещеваний, добрых советов и наставлений. Такие дети
избегают всякого педагогического воздействия. Испытывая огромные
психологические страдания и душевные муки от чувства "непонятости" и
"исключительности", "трудные" дети практически никогда сами не
обращаются за помощью к взрослым.
Причины проблем в поведении ребенка
Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?
Родителями
приводятся свои аргументы и ситуации, связанные с данной проблемой,
составляется список причин. Классный руководитель знакомит учащихся с
четырьмя основными причинами нарушений в поведении, которые приводят к
тому, что ребёнок становится трудным и порой неуправляемым.
- Первая причина – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.
- Вторая причина – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
- Третья причина – желание мщения. Ребенок может мстить:- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;- за унижение друг друга членами семьи;- за развод и появление в доме нового члена семьи;- за несправедливость и невыполненные обещания;- за чрезмерное появление любви взрослых друг к другу.
- Четвертая причина – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.
Теоретическая справка
Конфликты
в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные
ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются
открытым спором, в других – затаенной обидой, а бывает, что и настоящим
«сражением». Как же конструктивно решать конфликты.
Очевидно,
причиной конфликта служит столкновение интересов родителей и ребенка.
Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний
другой и сильные переживания. (гнев, раздражение, обиду). И для
родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.
- Первый вариант - выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком. Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: «Всегда добиваться того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого. Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – «Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители».
- Второй вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (мир любой ценой) либо готовы жертвовать собой «ради ребенка». Какова опасность такого поведения для ребенка (трудности общения в коллективе).
- Третий вариант – выигрывают обе стороны: и родитель и ребенок. Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и «Я – сообщение». Активное слушание – «возвращение» в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно, и т.д.). «Я-сообщение» - говоря о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении.
Законы для преодоления трудностей в поведении ребёнка
- Закон 1. Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.
- Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими. Их не должно быть много.
- Закон 3. Запреты и требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
- Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
- Закон 5. Запреты и требования должны ребёнку разъясняться.
- Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
Подведение итогов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий