пятница, 15 февраля 2013 г.

Дети и сеть: новые проблемы


Особенность современной ситуации заключается в том, что именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня - это самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому; и сегодня многие из них уже с раннего детства знакомятся с компьютером. Главной особенностью детей как пользователей, является активное и многофункциональное использование новых возможностей, любознательность и интерес к процессу поиска информации. Вырастает новое “мультимедиа-поколение”, у которого другие ценности и стили жизни, другие модели поведения и привычки в мире информации.

Однако новое информационное пространство, представляемое различными видами медиа, сегодня может быть опасным для сознания ребенка. Среди таких угроз: порнография, насилие и агрессия в различных средствах массовой коммуникации: книгах и, особенно, на теле- и видеоэкранах, а также на сайтах; обилие некачественной, искаженной и неверной информации (которая может быть воспринята ребенком как правдивая); проблема безопасности детей при их действиях в Интернете. Это также проблема “информационного шума” и сложности поиска информации детьми и подростками как неопытными пользователями. С точки зрения зарубежных специалистов решение этих проблем возможно на пути отбора и предоставления лучшего из существующего в киберпространстве, с учетом специфики детского восприятия и психологии детей. 

Сегодня в России интенсивно идет процесс развития информационного общества, и дети - это его будущие участники. Растет количество информации, которая может быть получена с помощью Сети, в том числе и юными пользователями. Освоение интернета детьми и подростками сегодня происходит в самых разных местах. Но вместе с тем, многие из них не могут получить эти возможности. Общемировой является тенденция обеспечить с помощью новых информационных технологий (НИТ) реализацию прав юных граждан на получение информации. С нашей точки зрения, проблема освоения НИТ детьми и теми взрослыми, кто непосредственно работает с ними и при этом использует НИТ и новые средства обучения, носит сегодня фундаментальный характер. 

Информационная политика многих стран мира строится с учетом того, что сегодняшние и завтрашние пользователи Интернета - это молодежь, юношество, дети и подростки. В связи с этим в ряде стран Запада развиваются различные программы, связанные с подключением к сетям школ и библиотек, обучение юных пользователей основам грамотности в широком смысле этого слова. Общая тенденция - развитие медиаобразования и различных видов грамотности: информационной, компьютерной и “сетевой”. 

Компьютеры и новые технологии значительно легче осваиваются юными пользователями по сравнению с взрослыми. В связи с этим ряд производителей информации и мультимедиа ориентируется на эту часть аудитории. Общей тенденцией становится развитие рынка предложений и услуг для юных пользователей Интернета. В то же время использование детьми и юношеством киберпространства рождает много проблем, которые беспокоят родителей, педагогов, библиотекарей. Среди таких проблем:
  • проблема доступа к информации, в том числе законодательное обеспечение прав пользователей - детей и родителей;
  • проблема качества информации и связанная с ней проблема безопасности ребенка; “непристойная” и другая информация, которая способна принести ему вред;
  • “избыточность” информации и проблема поиска нужной информации и “навигации” юных в Сети, в том числе вопросы информационной, компьютерной, “сетевой” грамотности пользователей.
С другой стороны особенно актуальной становится проблема создания такого киберпространства для детей и юношества, которое бы способствовало развитию личности юного пользователя. Эта сторона проблемы напрямую связана с работой библиотек в Сети, предоставления их баз данных и коллекций в электронной форме. На Западе все большую роль в этом процессе играют публичные и школьные библиотеки

Комментариев нет:

Отправить комментарий