Особенность
современной ситуации заключается в том, что именно дети, подростки,
юношество и молодежь сегодня - это самые активные социальные группы,
легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех
психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку
восприимчивы к новому; и сегодня многие из них уже с раннего детства
знакомятся с компьютером. Главной особенностью детей как пользователей,
является активное и многофункциональное использование новых
возможностей, любознательность и интерес к процессу поиска информации.
Вырастает новое “мультимедиа-поколение”, у которого другие ценности и
стили жизни, другие модели поведения и привычки в мире информации.
Однако новое информационное пространство,
представляемое различными видами медиа, сегодня может быть опасным для
сознания ребенка. Среди таких угроз: порнография, насилие и агрессия в
различных средствах массовой коммуникации: книгах и, особенно, на теле- и
видеоэкранах, а также на сайтах; обилие некачественной, искаженной и
неверной информации (которая может быть воспринята ребенком как
правдивая); проблема безопасности детей при их действиях в Интернете.
Это также проблема “информационного шума” и сложности поиска информации
детьми и подростками как неопытными пользователями. С точки зрения
зарубежных специалистов решение этих проблем возможно на пути отбора и
предоставления лучшего из существующего в киберпространстве, с учетом
специфики детского восприятия и психологии детей.
Сегодня в России интенсивно идет процесс развития
информационного общества, и дети - это его будущие участники. Растет
количество информации, которая может быть получена с помощью Сети, в
том числе и юными пользователями. Освоение интернета детьми и
подростками сегодня происходит в самых разных местах. Но вместе с тем,
многие из них не могут получить эти возможности. Общемировой является
тенденция обеспечить с помощью новых информационных технологий (НИТ)
реализацию прав юных граждан на получение информации. С нашей точки
зрения, проблема освоения НИТ детьми и теми взрослыми, кто
непосредственно работает с ними и при этом использует НИТ и новые
средства обучения, носит сегодня фундаментальный характер.
Информационная политика многих
стран мира строится с учетом того, что сегодняшние и завтрашние
пользователи Интернета - это молодежь, юношество, дети и подростки. В
связи с этим в ряде стран Запада развиваются различные программы,
связанные с подключением к сетям школ и библиотек, обучение юных
пользователей основам грамотности в широком смысле этого слова. Общая
тенденция - развитие медиаобразования и различных видов грамотности:
информационной, компьютерной и “сетевой”.
Компьютеры и новые технологии значительно легче
осваиваются юными пользователями по сравнению с взрослыми. В связи с
этим ряд производителей информации и мультимедиа ориентируется на эту
часть аудитории. Общей тенденцией становится развитие рынка предложений и
услуг для юных пользователей Интернета. В то же время использование
детьми и юношеством киберпространства рождает много проблем, которые
беспокоят родителей, педагогов, библиотекарей. Среди таких проблем:
- проблема доступа к информации, в том числе законодательное обеспечение прав пользователей - детей и родителей;
- проблема качества информации и связанная с ней проблема безопасности ребенка; “непристойная” и другая информация, которая способна принести ему вред;
- “избыточность” информации и проблема поиска нужной информации и “навигации” юных в Сети, в том числе вопросы информационной, компьютерной, “сетевой” грамотности пользователей.
С другой стороны особенно актуальной становится
проблема создания такого киберпространства для детей и юношества,
которое бы способствовало развитию личности юного пользователя. Эта
сторона проблемы напрямую связана с работой библиотек в Сети,
предоставления их баз данных и коллекций в электронной форме. На Западе
все большую роль в этом процессе играют публичные и школьные библиотеки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий