пятница, 15 февраля 2013 г.

Влияние видеокультуры на чтение


В начале нового века ситуация вхождения ребенка в книжную культуру радикально изменилась. Сегодня на процесс социализации все большее влияние оказывают “некнижные” средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными – книгой и периодикой, все большее место в жизни ребенка (и особенно подростка) играют аудиовизуальные (“электронные”) средства массовой коммуникации. 

Как это не печально, сегодня уже произошел, в определенной степени, “кризис” детского чтения, и это носит необратимый характер носили необратимый характер, поэтому многие юные читатели XXI века уже значительно отличаются от своих предшественников 90-х гг. Какие же это изменения?

Процессы, происходящие в детском чтении в 90-е гг., очень сложны. Анализ материалов исследований выявил следующие тенденции:
  • крайнюю неравномерность и неоднородность в процессах, происходящих в приобщении юных к книжной культуре (так, в ряде исследований, проводящихся в различных регионах, фиксируются негативные процессы – смещение чтения в структуре досуга юных на 6-8 места, тогда как в других регионах налицо относительно благополучная картина – дети и подростки много читают, часто посещают библиотеки);
  • в целом у юных снижение интереса к печатному слову (особенно по мере взросления школьника от 10 до 15 лет), падение престижа чтения, сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей и юношества;
  • изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным;
  • преобладание “деловое чтение” (чтение литературы по школьной программе в подростковом, и особенно, в юношеском возрасте) над “свободным” (досуговым);
  • возрастание числа учащихся, читающих только по школьной программе;
  • усиление различий в репертуаре чтения мальчиков и девочек;
  • значительные изменения в “досуговом” чтении подростков, которое теперь носит более развлекательный характер (и рассматривается ими в основном как средство развлечения и отдыха);
  • усиление воздействия низшего слоя массовой культуры (в том числе и аудиовизуальной культуры) на досуговое чтение детей и подростков (очень популярными становятся детективы, триллеры, “ужастики”, сентиментальная любовная литература, а также печатные версии кинороманов);
  • возрастание числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики, а также число тех, кто предпочитает журналы книгам;
  • уход чтения “для души” (чтение классики, лучших отечественных и зарубежных романов).
Эти процессы во многом напоминают аналогичные, протекающие в странах Запада в 80-е гг., когда здесь наиболее сильно стала проявляться экспансия видекультуры на чтение юных. На Западе это привело к развитию “политики в области поддержки чтения” (во Франции, Германии, США и др. странах). Однако в России на эти процессы накладываются и свои, характерные именно для нас специфические проблемы: экономические и другие многочисленные трудности происходящей "модернизации". Это неизбежно сказывается на возможностях и развитии детей и подростков. Во многих регионах России зачастую только общедоступные библиотеки являются теми организациями, где юные могут получать и читать книги, газеты и журналы. 

Таким образом, сегодня, в условиях “книжного голода”, который испытывают дети и подростки во многих регионах России, особенно актуальным становится вопрос о воздействии “электронной культуры” на чтение. Как же она влияет  на чтение ребенка:
  • падает символический статус чтения и его престиж; меняется восприятие печатного текста и информации, (восприятие становится более поверхностным и фрагментарным, “мозаичным);
  • меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);
  • предпочитается печатная продукция, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);
  • падение профессионализма у учителей русского языка и литературы, подмена литературы - тестами, кризис образования и культуры.
Так, зондажные исследования, проведенные специалистами Российской государственной детской библиотеки в 1999-2000 гг. (В.П. Чудинова, О.Л. Кабачек, И.А. Бутенко и др.) свидетельствуют о том, что сегодня в досуговой деятельности подростков-мальчиков проявляется тенденция активного использования окружающей их “электронной среды”, где наряду с традиционным занятием – чтением книг, обнаружилось их стремление к использованию не только теле- и видеоэкрана, но и компьютера (в основном, в качестве источника компьютерных игр), а также Интернета (где они не только играют, но и “путешествуют по сетям”, скачивают нужную информацию и др.). Для этой аудитории также характерно чтение иллюстрированных журналов. Вместе с тем, здесь литература уже не служит (как это было раньше) средством социализации, поскольку эти юные читатели практически не находят в ней героев – объектов для подражания. 

В сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания (семьей и школой) в нем все большую роль играют “вторичные” институты социализации - электронные “воспитатели, не имеющие себе равных” (по выражению американских исследователей) к которым относятся различные средства массовой коммуникации, и особенно электронные медиа. По мере усиления их воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям – учителям, семье и др. К ряду таких, наиболее развитых сегодня средств массовой коммуникации (или медиа) относятся печать, радио, телевидение. В последнее время интенсивно развиваются и другие, новые медиа, такие как Интернет, к которым именно юные пользователи испытывают большой интерес. 

Воздействие СМК на развитие личности ребенка и подростка крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на социализации личности.

Думаю, сегодня практически все виды СМК в той или иной мере негативно влияют на социализацию личности. Это особенно заметно на примере телевидения. Вот наиболее острые проблемы:
  • обилие насилия и эротики в кинофильмах, сериалах и других передачах (эта проблема особенно волновала и продолжает заботить общественность и государства многих западных стран);
  • усиление воздействия рекламы на социализацию личности (особо отметим примитивность многих рекламных роликов, а также обилие в них негативных образцов для подражания);
  • подавление “взрослой” субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для детей и подростков;
  • подавление отечественной культуры, созданной для детей и подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;
  • снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.
Однако телевидение, в данном случае, является лишь яркой иллюстрацией проблемной ситуации. Громадный потенциал воздействия на развивающуюся личность, которым могут обладать СМК, остается не только не реализованным в полной мере, но и вместе с тем встает вопрос: “А что же перевесит сегодня – усилия воспитателей или весь комплекс того негативного воздействия, который несет сегодня ряд медиа?”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий