В начале нового века ситуация
вхождения ребенка в книжную культуру радикально изменилась. Сегодня на
процесс социализации все большее влияние оказывают “некнижные” средства
массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает
расти, при этом наряду с традиционными – книгой и периодикой, все
большее место в жизни ребенка (и особенно подростка) играют
аудиовизуальные (“электронные”) средства массовой коммуникации.
Как это не печально, сегодня уже
произошел, в определенной степени, “кризис” детского чтения, и это носит необратимый характер носили необратимый
характер, поэтому многие юные читатели XXI века уже значительно
отличаются от своих предшественников 90-х гг. Какие же это изменения?
Процессы, происходящие в детском чтении в 90-е гг.,
очень сложны. Анализ материалов исследований выявил следующие тенденции:
- крайнюю неравномерность и неоднородность в процессах, происходящих в приобщении юных к книжной культуре (так, в ряде исследований, проводящихся в различных регионах, фиксируются негативные процессы – смещение чтения в структуре досуга юных на 6-8 места, тогда как в других регионах налицо относительно благополучная картина – дети и подростки много читают, часто посещают библиотеки);
- в целом у юных снижение интереса к печатному слову (особенно по мере взросления школьника от 10 до 15 лет), падение престижа чтения, сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей и юношества;
- изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным;
- преобладание “деловое чтение” (чтение литературы по школьной программе в подростковом, и особенно, в юношеском возрасте) над “свободным” (досуговым);
- возрастание числа учащихся, читающих только по школьной программе;
- усиление различий в репертуаре чтения мальчиков и девочек;
- значительные изменения в “досуговом” чтении подростков, которое теперь носит более развлекательный характер (и рассматривается ими в основном как средство развлечения и отдыха);
- усиление воздействия низшего слоя массовой культуры (в том числе и аудиовизуальной культуры) на досуговое чтение детей и подростков (очень популярными становятся детективы, триллеры, “ужастики”, сентиментальная любовная литература, а также печатные версии кинороманов);
- возрастание числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики, а также число тех, кто предпочитает журналы книгам;
- уход чтения “для души” (чтение классики, лучших отечественных и зарубежных романов).
Эти процессы во многом напоминают аналогичные,
протекающие в странах Запада в 80-е гг., когда здесь наиболее сильно
стала проявляться экспансия видекультуры на чтение юных. На Западе это
привело к развитию “политики в области поддержки чтения” (во Франции,
Германии, США и др. странах). Однако в России на эти процессы
накладываются и свои, характерные именно для нас специфические
проблемы: экономические и другие многочисленные трудности происходящей
"модернизации". Это неизбежно сказывается на возможностях и развитии детей
и подростков. Во многих регионах России зачастую только общедоступные
библиотеки являются теми организациями, где юные могут получать и читать
книги, газеты и журналы.
Таким образом, сегодня, в условиях “книжного голода”,
который испытывают дети и подростки во многих регионах России, особенно
актуальным становится вопрос о воздействии “электронной культуры” на
чтение. Как же она влияет на чтение ребенка:
- падает символический статус чтения и его престиж; меняется восприятие печатного текста и информации, (восприятие становится более поверхностным и фрагментарным, “мозаичным);
- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанрам, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам);
- предпочитается печатная продукция, где более широко представлен видеоряд (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);
- падение профессионализма у учителей русского языка и литературы, подмена литературы - тестами, кризис образования и культуры.
Так, зондажные исследования, проведенные
специалистами Российской государственной детской библиотеки в 1999-2000
гг. (В.П. Чудинова, О.Л. Кабачек, И.А. Бутенко и др.) свидетельствуют о
том, что сегодня в досуговой деятельности подростков-мальчиков
проявляется тенденция активного использования окружающей их
“электронной среды”, где наряду с традиционным занятием – чтением книг,
обнаружилось их стремление к использованию не только теле- и
видеоэкрана, но и компьютера (в основном, в качестве источника
компьютерных игр), а также Интернета (где они не только играют, но и
“путешествуют по сетям”, скачивают нужную информацию и др.). Для этой
аудитории также характерно чтение иллюстрированных журналов. Вместе с
тем, здесь литература уже не служит (как это было раньше) средством
социализации, поскольку эти юные читатели практически не находят в ней
героев – объектов для подражания.
В сегодняшней ситуации процесс социализации личности
становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами
образования и воспитания (семьей и школой) в нем все большую роль играют
“вторичные” институты социализации - электронные “воспитатели, не
имеющие себе равных” (по выражению американских исследователей) к
которым относятся различные средства массовой коммуникации, и особенно
электронные медиа. По мере усиления их воздействия на личность с этим
влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям –
учителям, семье и др. К ряду таких, наиболее развитых сегодня средств
массовой коммуникации (или медиа) относятся печать, радио, телевидение.
В последнее время интенсивно развиваются и другие, новые медиа, такие
как Интернет, к которым именно юные пользователи испытывают большой
интерес.
Воздействие СМК на развитие личности ребенка и
подростка крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение
кругозора и любознательности, но и другой стороны, можно отметить
растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на
социализации личности.
Думаю, сегодня практически все виды
СМК в той или иной мере негативно влияют на социализацию личности. Это
особенно заметно на примере телевидения. Вот наиболее острые проблемы:
- обилие насилия и эротики в кинофильмах, сериалах и других передачах (эта проблема особенно волновала и продолжает заботить общественность и государства многих западных стран);
- усиление воздействия рекламы на социализацию личности (особо отметим примитивность многих рекламных роликов, а также обилие в них негативных образцов для подражания);
- подавление “взрослой” субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для детей и подростков;
- подавление отечественной культуры, созданной для детей и подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;
- снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков.
Однако телевидение, в данном случае, является лишь
яркой иллюстрацией проблемной ситуации. Громадный потенциал воздействия на
развивающуюся личность, которым могут обладать СМК, остается не только
не реализованным в полной мере, но и вместе с тем встает вопрос: “А что
же перевесит сегодня – усилия воспитателей или весь комплекс того
негативного воздействия, который несет сегодня ряд медиа?”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий