Несчастные случаи с ребенком в быту
происходят довольно часто. Что это: случайность
или закономерность?
Основной путь в предупреждении
непредвиденных ситуаций это соблюдение двух
главных принципов - создание “безопасного
дома” для ребенка и повседневный кропотливый
труд по воспитанию у детей правил по
безопасности жизнедеятельности.
“Мой дом - моя крепость”, - гласит
известная поговорка. Мы, взрослые, любим часто
употреблять ее, и нередко забываем, что в нашем
доме нас подстерегает много опасностей. Все
больше появляется бытовых приборов, все сложнее
становится наша домашняя аппаратура, постоянно
расширяется и без того многочисленный арсенал
различных химикатов бытового назначения.
Ребенок, который еще толком читать и
писать не умеет, порой свободно управляется с
цветным телевизором, магнитофоном,
компьютером…, разве может случиться несчастье
там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый
из этих предметов таит для ребенка незримую
опасность. Взрослому и в голову не придет, к
примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести
костер в комнате или на кухне, а ребенок из
озорства, любопытства или по недомыслию может.
Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно
открывают краны, включают утюг, пытаются
исследовать “внутренности” включенного
пылесоса, пробуют бабушкино лекарство,
оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют
жажду совсем неподходящей для этой цели
жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон
многоэтажных домов…
Завороженные мирным словом “дом”, мы
не думаем об опасности и поэтому нередко
пренебрегаем самыми элементарными мерами
предосторожности в отношении своих детей, а
порой и допускаем, такую беспечность о которой
можно только сожалеть.
Воспитывая ребенка и прививая ему
необходимые навыки безопасного поведения в быту,
мы прежде всего сами должны служить ребенку достойным образцом. Ибо, как
известно, и хороший и плохой примеры
заразительны. Вместе с тем мы постоянно должны
быть внимательными и собранными. По своей
природе ребенок чрезвычайно любознателен, не
говоря уже о том, что он быстро меняется в
физическом и психическом плане.
Никто не спорит, уже в дошкольном
возрасте ребенок должен хорошо знать, что ему
можно, а что нельзя. И в этом отношении мнение
взрослого всегда является решающим. Весь вопрос
в том, как этого лучше добиться. Постоянно
запрещая, вы, так или иначе, ограничиваете
деятельность ребенка и, к сожалению, часто это
делаете, ничего не предлагая взамен. А ведь сама
суть ребенка - это непрерывное движение, высокая
активность. Поэтому, если он все время слышит
“нельзя”, это рано или поздно может дать
совершенно обратный результат.
Дети дошкольного возраста в силу
особенностей своей высшей нервной деятельности
не могут постоянно длительно тормозить свои
реакции, сидеть спокойно, как это от них порой
требуют некоторые родители. Такое неизбежно
вызывает перенапряжение процесса торможения и
как следствие ведет к различного рода серьезным
нарушениям поведения. При такой системе
воспитания дети нередко становятся
раздражительными, часто в ответ на непосильные
для них требования затормозить свои действия
отвечают бурной вспышкой возбуждения, бросаются
на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют
желаемого. И самое главное, очень часто
добиваются своего - не всякая мать способна
выдержать подобный натиск. Такая уступчивость
может потом дорого обойтись. Ребенок поймет, что
при известной доле настойчивости он способен
достигнуть всего.
Тогда где же выход? А выход, как нам
кажется, все в том же, в создании максимально
безопасных условий для активной деятельности
ребенка, ибо движения являются его
физиологической потребностью, и в кропотливой
воспитательной работе в постоянных занятиях с
маленьким ребенком. И здесь от воспитателей и
родителей требуется немало изобретательности.
Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно
достигнуть гораздо большего, нежели постоянно
сдерживать и ограничивать проявления его
активности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий