Возраст от двух до пяти лет, пожалуй,
один из самых интересных в жизни ребенка.
Мышление его от предметного становится
причинным. Никогда потом больше он не задаст вам
столько вопросов. И все это вызвано насущной
потребностью его неутомимого мозга возможностью
скорее постичь окружающее. Л. Н. Толстой писал:
“От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от
новорожденного до пятилетнего страшное
расстояние”. В этот же период нарастает
двигательная активность и увеличиваются
физические возможности ребенка. Из относительно
беспомощного он превращается в чрезвычайно
непоседливого и очень активного субъекта, очень
важно направить его неограниченное любопытство
в нужное русло через игры, занятия, наблюдения,
обыгрывание ситуаций и конечно обязательно
рассматривать иллюстрации с изображением
различных опасностей.
С возрастом познавательные интересы
ребенка все более утрачивают свою
неустойчивость, и уже к 5-6 годам он начинает
серьезнейшим образом относиться к материалу
своей интеллектуальной работы. А вот насколько
богатым оказался этот материал, опять-таки
зависит от нас, взрослых.
Возраст от пяти до семи лет требует от
воспитателей и родителей столь же большого
внимания, как и прежде. В этот период от ребенка
тоже можно ждать всяких курьезов и
неожиданностей, но теперь эти проделки, если так
можно выразиться, будут на более высоком
“интеллектуальном уровне”. Он уже знает, как
обращаться со спичками (видел у взрослых) и
поэтому в своем действии может шагнуть на более
высокую ступень – попробует изучить, что
способно к горению. Электропечь, микроволновка,
утюг его не страшат, так же как и, впрочем,
телевизор с магнитофоном, и ему ничего не стоит
попытаться их исследовать. По сравнению с этим
забавы с ножом или острыми ножницами и порезы от
неумелого и неосторожного обращения с ними можно
будет причислить к разряду не самых страшных.
Нужно, чтобы воспитатели и родители не только
наблюдали за ребятами, но и по мере возможности
через разнообразные виды деятельности
направляли их энергию в безопасное русло.
Так же необходимо рассказать детям о
взаимосвязи и взаимодействии всех природных
объектов. Познакомить их с проблемами
загрязнения окружающей среды, объяснить, как
экология оказывает влияние на здоровье человека
и живую природу. Педагогам и родителям
необходимо учить детей ответственному и
бережному отношению к природе (кормить птиц
зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки,
не разорять муравейники). Рассказать детям, какие
опасности подстерегают их на природе (ядовитые
грибы, растения, ягоды, животные и птицы, водоёмы
и т.д.). Для закрепления этих правил полезно
использовать дидактические настольные
игры-классификации: съедобное, не съедобное;
дикие или домашние и т.д. Необходимо рассказать
детям, что не следует пить воду, где бы то ни было,
без предварительной её обработки. Ребятам можно
напомнить известную сказку о сестрице Алёнушке и
братце Иванушке (“не пей из копытца –
козлёночком станешь”), которая поможет им
осознать, что употребление грязной воды может
привести к нежелательным последствиям.
Невозможно водить ребенка все время за
руку. Необходимо своевременно доходчиво
объяснить ему, где, когда и как он может попасть в
опасную ситуацию. Некоторые мамы и папы
психологически исключают себя и своего ребенка
из возможной трагедии. Они считают, что это может
случиться с кем угодно, только не с их дочкой или
сыном. Некоторые родители видят в травме
непредвиденное несчастье. Может быть, жестоко
говорить, что такая позиция удобна для взрослых,
ибо снимает с них ответственность, но это так.
Формирование у детей
наблюдательности, внимания, умения быть
предусмотрительными поможет предотвратить
многие неприятности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий